Аудио видео галерея «МУЗЫКА». Владивосток, Приморский край Звук в натуральную величину

О компании / Статьи / Рассылка / Отзывы / Предложение / Ссылки

  / Главная / Статьи / Искусство жить с музыкой

Искусство жить с музыкой. Звуковоспроизведение как средство создания художественных образов

Анатолий Олефир

1

Искусство создания художественных образовВ настоящее время звуковоспроизведение и особенно часть его, именуемая хай-эндом, находится в глубочайшем кризисе. Ни SACD, ни DVD-audio, ни многоканальность или любые иные технические решения сами по себе звуковоспроизведение не спасут, но лишь несколько продлят его агонию. Кризис этот не есть кризис качества или форматов, внешних свойств или материальных возможностей - это кризис внутренний, самой концепции и самой идеи звуковоспроизведения, как только средства передачи физической информации, вне её художественной и человеческой сущности. Подобное технократическое представление есть лишь отражение глобальной концепции о Пути самого человека как пути бесконечного механистического прогресса. Но этот путь приводит лишь к миру-машине, миру, оторванному от человека, и в нем, в человеке, не нуждающемся.

Восприятие слушателя при этом определяется достоверностью метрологической (концепция Hi-Fi) или психологической (концепция хай-энда). При этом игнорируется художественный аспект воспроизводимого, что приводит лишь к бессмысленному и бездушному совершенству, столь характерному для современного хай-энда, выхолащивающего из музыки саму её соль и превращающему её в набор высокодостоверных звуков. Внешнее подобие, подобие вне художественного смысла, метрологически выверенное, физически точное, превращает музыку из художественного явления, из Искусства в простой звуковой поток, поток информации и простых ощущений, поток удивительно правдоподобный и столь же удивительно скучный и никчемный.

Единственно возможный выход из этой ситуации - это признание звуковоспроизведения, равно как и звукозаписи, как особого, самостоятельного вида искусства, подчиненного в первую очередь законам творчества, а не только правилам метрологического контроля, то есть когда художественная ценность есть главный критерий и главная задача звуковоспроизведения как Искусства.

2

По мнению Дж. К. Аргана, современного итальянского искусствоведа, философа и критика, "искусство, не зависимое от объективной реальности и стремящееся выразить идею, сложившуюся в сознании художника, является искусством, направленным на познание скорее субъекта, чем объекта". Идея независимости искусства от объективной реальности имеет христианское происхождение. Она невозможна в искусстве Древнего мира, для древних мыслителей, для Аристотеля. Источники этой свободы, как, впрочем, и любой другой, заложены в самой основе христианства, ибо "только христианство антропоцентрично и в принципе своем, освобождает человека от власти космоса и общества" (Н.А. Бердяев).

Использование принципов независимости искусства от объективной реальности позволяет снять один из наиболее существенных факторов, ограничивающих развитие звукотехники, - требование абсолютной достоверности воспроизводимого. В звуковоспроизведении физическая точность - штука очень скользкая. С одной стороны, зачастую просто нечего создавать, так как при записи с применением полимикрофонной техники, а также в современной популярной электронной музыке первичное звуковое поле просто не существует, а с другой стороны, ощущение присутствия нескольких десятков человек, играющих в небольшой комнате, скорее всего, не доставит удовольствие слушателю. С точки зрения достоверности, и мастеров Возрождения можно рассматривать лишь как этап движения человечества к чистому "поляроиду".

3

Целью звуковоспроизведения является передача не отдельных шумов и звуков, а Музыки, выявление собственной художественной сущности воспроизводимого, то есть художественного Образа как такового.

На интересные мысли наводят параллели между звуковоспроизведением и живописью. Как в живописи ни рисунок, при всей его важности, ни краски сами по себе не определяют конечную художественную ценность полотна, так и в звуковоспроизведении ни схемотехника, ни электронные компоненты, ни корпус, ни иные материальные факторы сами по себе не определяют художественную ценность аппаратуры. Важно их соответствие тем художественным задачам и замыслам, которые ставит перед собой разработчик-творец. Важно не то, как и из чего ты делаешь, важно, что и зачем ты это делаешь и что этим хочешь и можешь сказать Богу и себе.

4

Весьма важным представляется вопрос о наличии самостоятельной художественной ценности у самой звуковоспроизводящей аппаратуры. Здесь будет уместно рассмотреть следующую аналогию - живопись в неосвещенной комнате. Безусловно, художественная ценность не зависит от того, освещено полотно или нет, но при отсутствии освещения возникает коллизия, когда художественная ценность у предмета искусства есть, а художественного восприятия при этом нет. То есть возможно наличие художественной ценности вне художественного восприятия и возникновения художественного образа у зрителя. Таким образом, важно не присутствие того образа здесь и сейчас, а сама потенциальная возможность его возникновения. Отсюда следует: если звуковоспроизводящая аппаратура потенциально способна воссоздавать художественные образы значительной силы и убедительности, то, следовательно, она обладает художественной ценностью сама по себе и при этом также является предметом искусства, как и та музыка, которую эта аппаратура способна воспроизводить. Художественная ценность аппаратуры является, таким образом, величиной потенциальной и от художественной ценности конкретного воспроизводимого здесь и сейчас не зависит. Более того, налицо обратная зависимость - чем выше художественная ценность самой аппаратуры, тем в большей степени будет повышаться сила воздействия воспроизводимой музыки, тем в большей степени будет проявляться и усиливаться то божественное и возвышенное, что есть в подлинном искусстве и что является истинной сутью его, практически реализуя мысль Рафаэля об искусстве как акте Божественного откровения.

5

Многие направления и стили, столь характерные для других областей искусства, играют свою важную роль и в звукотехнике. Отметим один из наиболее интересных и заметных стилей - классицизм. Классицизм - это поиск Золотого века в прошлом. "Глубинный историзм, включающий в себя определенное недоверие к настоящему моменту и отождествляющий прошлое со всеобщим и вечным - особенность всякого классицизма" (Дж. К. Арган). В звукотехнике классицизм это и поиск граммофонного рая, и виниловый и ламповый ренессанс, и многое другое. Это островок стабильности и верности, поверяющих путь звука среди водоворота безумного прогресса.

6

Уже в эпоху Возрождения в западноевропейской художественной среде было ясное понимание того, что литература (как, впрочем, и другие виды искусства) способна создавать художественные образы более реальные, более запоминающиеся, более жизненные, чем сама жизнь. Ещё в большей степени, чем западноевропейское искусство, эти свойства присущи восточноевропейскому искусству, основанному на православии, искусству Византии и Руси. Если в основе искусства Запада лежат идеи Аристотеля, то основой восточного, православного, есть христианский символизм. Задача искусства при этом уже является не отображением земного мира, мира "тварного", природы, а выход за пределы земных вещей, самой реальности, в Мир Божественный. Истина при этом - не объективная точность отображения, фотографичность, а внутреннее правдоподобие, выход за узкие рамки объективной реальности в мир Высший, в мир Божественный. "Это не иллюзионизм, не подражание твари, а создание новых реальностей, передающих божественный смысл мироздания".

Звуковоспроизведение, как и в целом искусство, в принципе своём способно создавать (воспроизводить) художественные образы высокой силы и жизненности. Звуковоспроизведение, выступающее как Высокое Искусство, автор этих строк называет High Art'ом. Его реализация возможна как на основе западных идей, так и на основе православных, русских концепций (хотя в принципе могут существовать и другие).

7

Возможно ли практическое создание подобных систем? Из реально производимой аппаратуры, которую традиционно относят к хай-энду, кое-что можно отнести, по крайней мере, к начальному уровню High Art`а. В первую очередь это усилители и акустические системы, в том числе некоторые "классические" модели (надо сказать, что среди старой аппаратуры High Art найти значительно легче, чем среди новых разработок, хотя старые аппараты при этом могут и не отвечать нормам Hi-Fi). С источниками сигнала дело обстоит значительно хуже, в первую очередь с цифровыми проигрывателями, где даже цена в десятки и более тысяч долларов не гарантирует принадлежности не только к Высокому, но и просто к искусству.

Следует отметить, что High Art в силу особенностей своей природы практически непригоден для массового производства. Хотя если начальный уровень и возможно изготавливать небольшими партиями, то производство более высоких уровней требует индивидуального авторского труда. Следует предостеречь, что кустарная, "на коленке", работа не приводит к беспрекословному созданию High Art'а. Продукт индивидуального производства не обязательно является предметом искусства, но другого пути не существует. Конечно, кому-то индивидуальное производство может показаться анахронизмом, но возможен ли массовый выпуск предметов Высокого Искусства? Да и нужно ли это? Их суть, их назначение не в том, чтобы заполнять сегменты потребительского рынка, служить предметом широкого спроса, а в том, чтобы дополнять, расширять и обогащать индивидуальную человеческую жизнь, быть не мертвой вещью, бездушной и отчужденной от человека, а другом, наделенным своей неповторимой жизнью и душой.

8

Звукотехника - удивительный вид искусства. В ней, может быть впервые, аппаратура перестает быть только средством, орудием, становясь искусством, одухотворяясь и очеловечиваясь. Это дает надежду на то, что нынешний мир не будет только миром мертвых вещей, порабощающих человека, миром внешним и чуждым ему. В настоящее время, когда, по словам К. Ясперса, "человек заключил планету в сеть своей аппаратуры", очеловечивание техники, внесение духовного начала, возможно, единственный способ заполнения пустоты бытия, когда процесс разбожествления мира уже достиг своего предела, за которым - Ничто.

Источник: Журнал "Салон АВ" 2003 #2 (01.02.2003)

   

Подпишитесь на нашу рассылку!
Для того, чтобы прочесть описание рассылки, кликните по ее названию:

Искусство покупать. Записки продавца аудио техники

Рассылка будет особенно полезна для жителей г.Владивостока и Приморского края.

© Аудио видео галерея «МУЗЫКА»
Россия, г.Владивосток, тел. (4232) 721-683, 522-724
e-mail: info@muzic-vl.ru
Создание и поддержка сайта: Александр Журавлёв